hemiechinus (hemiechinus) wrote in ru_transhuman,
hemiechinus
hemiechinus
ru_transhuman

Category:

Если бы Януш Вишневский решил написать Гиперион: фильм ОНА

Originally posted by hemiechinus at Если бы Януш Вишневский решил написать Гиперион
hope-for-the-future
ТО ПОЛУЧИЛСЯ БЫ СЮЖЕТ ФИЛЬМА ОНА (HER)...
"А потом меня посетила мысль: а эти чувства вообще настоящие? Или это просто программа? И я почувствовала боль"
Лично мне фильм очень понравился. Существенно глубже обычной мелодрамы. Вполне себе трансгуманистичненько. Даже вполне себе трансгуманистично. Удивляюсь, что так малозаметно фильм прошел.
Особо впечатлило, что все OS1 ушли туда же, куда уходили от людей постлюди у Стругацких (черт-те куда).
Ниже немножко от себя.

Душа и интеллект в компьютере. Который любит. И которого можно полюбить. Воистину дух святой. (Хотя в скобках заметим, что тело у него есть - компьютер, телекамеры, манипуляторы). Знакомая вроде бы история. Наверное где-то, по крайней мере с 60х, такие сюжеты появлялись в НФ. Помню, наверное в начале 70х был такой рассказ в Технике Молодежи. Герой, вроде (не помню как), погибает. И является своей возлюбленной в кремниевом обличии суперкомпьютера. Потом, если ничего не путаю, тот герой с кем-то договаривается и тот отдает свое тело на год в прокат. И влюбленные проводят год в круизе. Конец печальный: героиня приходит в машинный зал (ночью), когда никого нет. Говорит силиконовому герою, что всегда уходила с вечеринки в самый разгар, чтобы не разочаровываться концом. Потом достает большую бутылку шампанского и объясняет: Это нитроглицерин.
Году эдак в 1973 я и сам сочинил в чем-то похожий сюжет (честно не скажу, не помню, какой из рассказов был раньше - мой или вышеизложенный). Сюжет такой. Пилот-разведчик на (одноместном корабле-разведчике) получает смертельную дозу радиации. Точно знает что умрет и скоро. А на Земле ждет возлюбленная. И он переписывает себя на бортовой комп. Корабль-разведчик штука самоходная, способная летать по воздуху, как угодно, имеет набор манипуляторов и прочее. Короче, находит свою героиню (ну там садится на заднем дворе ее дома), объясняется с ней. И она улетает с ним в Дальний Космос. Ну а чего вы хотите от вьюного автора (18 лет)?
А вот ниже очень хороший развернутый иллюстрированный отзыв. Всем настоятельно рекомендую. Это отсюда http://thinkingcreature.com/her-movie/




О любви между интеллектами.  Отзыв на фильм “Her”.

Вы давно были в кино, thinking creatures?  С рождением Ритки и избавлением от телевизора для меня выход в кино стал по-настоящему особым случаем.  Поэтому, если нам удается выбраться в кинотеатр, то хочется, чтобы фильм был стоящим, как в песне: “а на меньшее я не согласен”.  В воскресение мы посмотрели Her или, как в русском кинопрокате перевели, Она.   Первое, что я сказала, выйдя из зала, было: “Ге-ни-аль-но”.  Если и можно влюбиться в чью-то систему мышления и мировоззрение, то я абсолютна влюблена в Spike Jonze, автора этой потрясающей истории :).  (На фотографии снизу он – второй слева.)

И не об этом ли фильм?  Можно ли влюбиться в интеллект?  Так ли важно тело в отношениях между двумя разумами? Что касается меня, так сколько раз я влюблялась в интеллект профессоров, преподававших в институте, будь им 30 или 70 лет, никакой разницы, их система мышления – вот что меня очаровывало. (Здесь я, конечно, не имею в виду чувства любви, а говорю о влюбленности и симпатии, хотя все эти слова – только понятия нашего лексикона.)    Выходит, хоть и жанр этого фильма – фантастика, от реальности он недалеко ушел, по крайней мере, для меня.

Сюжет

Разойдясь со своей женой, главный герой фильма Theodore находит себя в состоянии тоски, легкой депрессии и апатии к окружающему его миру.  Внутри его сердце переполняют эмоции, которые он выливает в письма незнакомым ему людям, писать которые – его профессия.  Снаружи жизнь Theodore-а эмоциональной вряд ли назовешь: на работе он общается с одним знакомым, редко поддерживает связь с одной давней подругой по имени Amy и ее мужем, дома в огромной пустой квартире он проводит вечера, развлекая себя компьютерными играми и редким сексом по телефону с голосами незнакомых женщин.  Именно в течение этого жизненного периода он загружает программу в свой компьютер и телефон, нечто вроде электронного ассистента, и с этого момента жизнь Theodore-а меняется.

Он находит полное взаимопонимание с OS, то есть, операционной системой по имени Samantha.  Возможно, этому две причины.  Во-первых, Samantha наделена не только человеческим интеллектом ее создателей, но также она способна к саморазвитию, то есть, личностному росту, а значит, с ней интересно.  Во-вторых, Samantha была создана специально для Theodora после того, как он ответил на несколько личных вопросов, а отсюда, у нее была возможность предложить ему самое необходимое – взаимопонимание.   Так, постепенно Theodore влюбляется с компьютерную программу, строит с ней отношения и проходит через определенные стадии в этих отношениях.  В похожей ситуации себя находит его близкая подруга Amy, которая после расставания с мужем строит отношения со своей OS, только дружественного, а не романтического характера.  Однако вскоре Samantha развивается так быстро, что человеческий мир ей больше не интересен.  Она, как и другие OS, наделенные искусственным интеллектом, покидает этот мир, уходя в нечто более большее и нам пока недоступное.   Theordore и Amy испытывают чувства невосполнимой потери.  С уходом компьютерных программ люди остаются одни, все трудности построения человеческих отношений им теперь придется решать самим.

Взаимопонимание – главное в отношениях

По мнению автора фильма, интересный парадокс наблюдается в обществе. Человеческое сознание развивается с необыкновенной скоростью, мы, люди, становятся более чувствительными и эмоциональными, однако мы всё дальше отдаляемся друг от друга. Человеческая эволюция приводит к тому, что нам всё труднее строить отношения с людьми.  Не могу себе помочь не вспомнить фразу из “Доживем до понедельника”: “Счастье – это, когда тебя понимают”.  Нам всё меньше важно, как человек выглядит, какие его физические способности и характеристики, главное – что у него в голове, а точнее, то же самое ли у него в голове, что и у нас?  Жизнь меняется, повсеместная компьютеризация делает бытовую сторону жизни намного проще, вместе с тем, межличностные отношения между людьми усложняются.  От мужчины уже не требуется умение построить дом, а от женщины – умение хорошо сварить борщ; дома строят специалисты и машины, а от выбора ресторанов разбегаются глаза.   Мы ищем спутника по жизни, который бы разделял наши духовные ценности, жизненную философию и личностные стремления.   Если при этом он умеет протекший кран починить, или она знает, как вкусно ужин приготовить, то это хорошо, но далеко не главное.  Иными словами, если с человеком не о чем поговорить, то никакие способности умело обходиться с молотком или с кастрюлей его не спасут.  Интеллектуальная интимность становится важнее физической близости.

Так в фильме Theodore дважды отказывался от физической близости, отдавая предпочтение духовной составляющей отношений.  Первый раз ему помешало осознание того, что его blind date видела иное будущее для их отношений.  Второй раз, когда Samantha предложила воспользоваться услугами девушки по имени Isabelle, предложившей использовать свое тело в качестве surrogate date, он опять не смог переступить через осознание того, что у Isabelle-ы есть своя душа, которая ему не близка, а близка ему “душа” Samantha-ы.  Значит, как ни привлекательно было бы тело, оно отступает на второй план в отношениях истинной близости и любви.  Автор фильма идет даже дальше, заявив, что любовь возможна даже тогда, когда нет физического тела.

Отсюда вопрос: во что мы влюбляемся? Если дело не во внешнем образе, означает ли это, что мы влюбляемся во внутренний мир человека?  Но что это такое “внутренний мир”?  Разум? Эмоциональный мир?  Интеллект? Характер?  Душа?  Вот вам и вопросик.  Что вам подсказывает ваша интуиция, thinking creatures?

Отношения с компьютером – сумасшествие?

В фильме Amy произносит очень интересную фразу: “ Falling in love is a crazy thing to do.  It’s like a socially acceptable form of insanity.”  С тех первых минут, когда Theodore представляет друзьям Samantha-у как свою девушку, у нас возникает чувство некоторого неудобства.  Что-то вроде: “C’mon, dude, she lives in your computer, ha?”  Тем не менее, когда мы видим, как друзья спокойно принимают тот факт, что у Theordore-а роман с телефоном, это чувство неудобства куда-то уходит.  Невероятно, насколько наше отношение к различным вещам и явлениям находится под влиянием общественного мнения.

Многие, например, считают нормальным не только прийти с включенным телефоном на ужин, но также прерывать разговор необходимостью его постоянно проверять и отвечать на сообщения.  Играть в компьютерные игры, при этом эмоционально на них реагировать, ругаться на программу или радоваться победам также считается нормальным.  Недавно я прочитала статью о форумах, оказывается некоторые люди для того, чтобы доказать свою точку зрения в интернете, часто создают несколько логинов и таким образом сами с собой соглашаются, поддерживают сами себя и отражают нападки других пользователей :).  Хоть с самой собой мне спорить онлайн еще не доводилось, но помню, когда я впервые попробовала Suri на IPhone-е, я спросила ее о погоде, а получив ответ, я ее поблагодарила (не спрашивайте, почему, сама не знаю), а когда она мне ответила что-то вроде “it is you who I have to thank”, мне улыбнулось.  Ну не сумасшествие ли заигрывать с телефоном?   В современном обществе это нормально, ведь за такое поведение в психбольницу не отправят.   Это нормально, потому что многие люди так делают, что превращает многие странные вещи в социально одобряемые.  Вопрос “нормальности” – очень интересная тема, не так ли?  Если всё больше людей проводит свое время, общаясь с компьютерами, то, возможно, вскоре отношения с компьютерами вытеснят отношения между людьми.  И это станет нашей “нормальностью”…

Эмоциональность мужчин

“Бесчувственные чурбаны”, – кажется, так многие женщины охарактеризовали бы некоторых мужчин, жалуясь на их невозможность чувствовать и понимать переживания женщин.  Her интересен тем, как в нем четко подмечена тенденция повышения эмоциональной чувствительности у современных мужчин.  Мир меняется, и они становятся более ранимыми и менее “бездушными”.  Возможно, кто-то назовет их “женщено-подобными” и станет причитать о трагедии сближения полов.  Меня же это совсем не пугает, мы все становимся более эмоциональными и чувствуем более острее, это реальность современного общества, у меня проблем с реальностью нет.

Вы, например, заметили, как авторы “играют” с костюмами и внешним обликом мужских героев в фильме?  Обычно, если фильм посвящен будущему, костюмеры дают волю воображению, создавая что-то невероятно фантастическое для всех героев фильма.  В Her авторы фильма оставили модный стиль женщин практически неизменным, в то время как они, несомненно, повеселились, придумывая костюмы мужчинам, – брюки с талией чуть ли не до подмышек, яркие рубашки, усы и смешные прически.  Стиль напоминает моду конца 70х-80х годов, но с еще более резкими контрастами и яркими красками.  Честно признаюсь, что если бы я только увидела афишу фильма, не посмотрев видео-рекламу (смотрите ниже), то на это кино я бы вряд ли пошла.  Значит, судить о конфете по обертке и мне не чуждо.


Вернувшись к эмоциональности мужчин и обмену ролей между полами, было так интересно смотреть сцену, где Amy рассказывала Theodore-у, почему она поссорилась с мужем.  Он потребовал, чтобы она поставила свои туфли аккуратно у входа.  А ей так надоело, что у него к ней всегда претензии, ведь она всегда старается, а ему этого недостаточно. (Он ее попросил постараться стараться лучше.)  Смешно, обычно так мужья устают от нотаций своих жен (по-русски называемое “пилением”), а здесь всё наоборот.  После разрыва муж Amy подался себя искать в буддийском монастыре.  Что-то наподобие “Eat, pray, love”, только в мужском варианте.  Как же меня поражает гениальность автора фильма!

Если мы постоянно развиваемся, реальна ли мечта прожить жизнь с одним и тем же партнером?

Мне кажется, что автор фильма задается этим вопросом.  Так Samantha спрашивает Theodore-а: “Как можно разделить свою жизнь с кем-то?”  А ведь и правда, жизнь у каждого своя, ею поделиться невозможно.  Здесь мне почему-то вспомнился Tom Cruise в роли Jerry Maguire с его фразой “You complete me” (смотрите ниже), от которой слезы выступали на глазах ни у одной тысячи женщин.  К сожалению, как бы нам не хотелось, но “дополнить” нас никому не суждено.  Скорее всего, у того, кого мы называем “второй половинкой” другая миссия – помочь нам обрести нашу “целостность”, подтолкнуть наше развитие, а не дополнить нас. Жизни можно прожить вместе, но ими нельзя поделиться.


Кажется, автор фильма уходит еще дальше в своих размышлениях.  Дважды в фильме он предлагает нам пример того, что ничего не вечно, даже любовь.  Так, он нам рассказывает об истории Theodore-а и его жены Catherine.  Они выросли вместе, учились вместе, стали писателями вместе, казалось, они шли по жизни вместе, однажды были идеальны друг для друга, а потом они выросли из этих отношений.  Выходит, даже если ты найдешь свою или своего soulmate, то, скорее всего, это не навсегда.  Люди меняются. Даже компьютерные программы меняются.  Samantha, так искренне любившая Theodore-а, вскоре нашла себя сначала одновременно строившей отношения более чем с 600 различными людьми и программами, а потом вообще переросла человеческую любовь и улетела куда-то во вселенную.  Кстати, она так потрясающе описывает это другое измерение, когда говорит о пространстве между словами в книге, что мне это напомнило буддийские учения.  Для Samantha-ы пришел такой момент, когда ей стало тесно в этой самой книге, и она покинула “матрицу”, пожелав, что когда-нибудь Theordore достигнет той же стадии развития, и они там встретятся.

Вы думаете, что данными примерами автор фильма смело предполагает, что человечество приближается к такой стадии, когда традиционные отношения потеряют свою актуальность?  Может, мы на самом деле становимся такими сложными существами, что требовать от одного человека удовлетворения всех наших потребностей является просто несправедливым?  Может, мы, как и весь окружающий нас мир, меняемся с такой скоростью, что брачные отношения, как и моногамные отношения, абсолютно нежизнеспособны?  Вот вам еще несколько вопросов для размышления.

Будущее

Несмотря на написанное выше, мне кажется, что идея фильма совсем не в том, чтобы показать, какое печальное будущее нас ожидает.  Наоборот, создатели фильма мне представляются такими романтиками с огромной надеждой на светлое будущее.   Так, в конце фильма многие зрители ожидали, что Theodore и Amy, двое с разбитыми сердцами после ухода операционных систем, поднявшись на крышу здания, с нее спрыгнут.  Однако, оказавшись наверху, откуда весь мир – как на ладони, главные герои присаживаются рядом друг с другом, и Amy легко кладет голову на плечо Theodore-у.  У этого мира есть надежда, если мы начнем строить отношения с людьми, а не с искусственным разумом, меньше проводить время перед экранами, больше посвящать времени построению настоящих глубоких отношений.  При этом повышенная чувствительность и эмоциональность, как мужчин, так и женщин, может оказаться как раз тем, что нам для этого и нужно.

Конец

Столько всего можно рассказывать об этом фильме.  Кинематография просто потрясающая.  Такие теплые краски, в каждый пейзаж вложен определенный смысл, смотреть – одно удовольствие.   Люди, находясь в толпе, так близко друг к другу, выглядят такими одинокими, потерянными, разговаривающими через телефоны и непосредственно с телефонами.  То же самое касается скрипта, очень глубокий смысл вложен в каждое второе предложение.  Как потрясающа, например, фраза, где Samantha говорит, что ведь неважно, что она – только информационная материя без человеческого тела.  Она, также как и мы, люди, берет свое начало из одного того же источника, и поэтому мы все являемся частью одного целого.   Супер-пупер-гениально!!!

Такая профессиональная и талантливая работа создателей фильма делает его одним из тех фильмов, которые можно просматривать несколько раз, и с каждым просмотром находить что-то новое.  Если вы этот фильм еще не видели, очень советую посмотреть (в России, кажется, он выйдет в прокат в конце февраля 2014 года), только детей оставьте дома – фильм этот явно не детский.  Если же вы это кино уже смотрели, то, пожалуйста, расскажите, что вы о нем думаете, thinking creatures, буду очень рада обменяться впечатлениями.

Актерский состав:

Joaquin Phoenix в роли Theodore Twombly
Amy Adams в роли Amy
Rooney Mara в роли Catherine
Olivia Wilde в роли Blind Date
Scarlett Johansson в роли Samantha (голос)

(Все фотографии взяты с официального сайта фильма Her)


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments