Journal of a Long Distance Runner (vovix_ldr) wrote in ru_transhuman,
Journal of a Long Distance Runner
vovix_ldr
ru_transhuman

Categories:

Научный иммортализм превращается в бренд!

...на котором начинают делать деньги такие компании, как Asus и Intel.

Я хочу обратить внимание на конкурс, объявленный пару дней назад на Трендклабе. Трендклаб — сам по себе очень интересный ресурс, он демонстрирует эффект синергии коммерции и творчества, в подавлении которого часто (и иногда небеспочвенно часто обвиняют современный бизнес). Компании-спонсоры данного ресурса вовремя ухватились за тренд «потребность читать и писать о высокотехнологичном будущем», который валялся буквально под ногами и требовал капитала (мотивация в виде приза куда сильнее побуждает творить — я имею в виду обычных блогеров, а не гениев-бессребреников), что явно обеспечило этим компаниям куда более эффективное продвижение, чем в случае размещения очередной партии бигбордов на дорогах. Собственно, речь не об этом — «идейный» маркетинг концепция не новая, кто продает «будущее», кто «уют», «природу», «мечту» или еще что-то значимое для человека, хотя мало кто умеет делать это действительно грамотно, и на одной только идее особо далеко не выедешь.

Сегодня я обнаружил на трендклабе вот такой баннер очередного конкурса (обратите внимание также на батинский значок и слоган про 160-летие):





Кроме того, сегодня про этот конкурс написал Boomburum на Хабре, и в комментах там уже идет обсуждение и самого конкурса, и иммортализма. Бумбурум — это лидер хабрарейтинга, профессионально занимающийся тестированием и написанием обзоров свежего железа от Asus и других производителей. По всей видимости, и трансгуманист:). И я так понимаю, именно этот апрельский конкурс оказался особо популярен среди авторов и комментаторов, что конечно же на руку спонсору. Имморталисты спорят со смертниками и параллельно обдумывают, какой покупать ноут. Что-то такое наблюдалось в самом начале существования трендклаба, затем активность поутихла, сейчас — ренессанс. И эта тема явно получит дальнейшую раскрутку, превратится в медиавирус.

Таким образом, мы видим наглядное подтверждение того, что идея о том, что человек с помощью науки и технологий может преодолеть старение и смерть, переходит из области чистого визионерства и самопродвижения визионеров-одиночек в мощный бренд, который начинают эксплуатировать крупнейшие компании. «Будущее без старости и смерти» как реклама процессоров Core i5 — это серьезно. Это означает, что в русскоязычной сети ссозрело устойчивое сообщество потребителей — потенциальных ииморталистов, которое благодаря этой рекламе будет расти, покупать процессоры и доносить идеи иммортализма до самых широких масс. Intel не продает технологии антистарения, но она «продает» идею о том, что когда-то такие технологии будут созданы и лучший ускоритель этого — интеловское железо. (Что же в ответ придумает AMD, если хочет остаться на плаву?)

Коммерциализация, как бы это цинично не звучало — лучший индикатор состояния и перспектив того или иного сообщества. Сообщество любителей домашних компьютеров в США в 1970е годы не представляло практически никакого коммерческого интереса, внимание отрасли было сосредоточено на мейнфреймах. Мало кто в те годы всерьез относился к прогнозам «этих бородатых очкариков» о компьютере в каждом доме, о цифровых технологиях, вытесняющих аналоговые. Это был практически андеграунд, через несколько лет за ним последовала революция и ПК — человек года по версии Time. И когда ПК состоялся как класс и доказал свою состоятельность объемом продаж, внимание переключилось на конкретные применения компьютерных технологий; например, в 1981 году был снят новостной ролик, где «компьютерщики» показывают журналистам «чудо» — электронную газету, и обещают, что когда-нибудь она вытеснит бумажные — журналисты посмеиваются.

Я не знаю, будет ли 2010 год впоследствии назван переломным моментом в коммерциализации иммортализма и трансгуманизма как идей, точкой отсчета нового технологического уклада, или же решающий прорыв еще впереди. Важно еще раз подчеркнуть, что я имею в виду не разработку реальных технологий, до которых могут быть десятилетия пути, а популяризацию трансгуманистического образа жизни, формирование массовых потребностей осознанно развивать себя с помощью НТ, уделять внимание своему здоровью, непрерывному образованию, перспективам для жизни и предотвращать риски, которые им угрожают. А уже за этим последует и конкретный социальный заказ от фундаментальной науки до конкретных технических решений и сервисов. Современное общество остро нуждается не просто в новых потребностях типа «еще один автомобиль» или даже «новый гаджет» — а в новой парадигме стиля жизни, в который эти потребности будут вплетаться. Нынешняя массовая по умолчанию смертническая парадигма потребителя — это тупик, достигший насыщения; для качественного экономического рывка нужен идейный прорыв. И таким прорывом вполне может стать массовое крушение привычных возрастных и других традиционных человеческих стереотипов, напрямую связанных с ТГ. Мы на пороге революции! Начнется ли она завтра или через несколько лет, но таковы законы движения капитала, он обязательно найдет себе конструктивное применение. Предыдущая революция была связана с обретением человеком компьютерных и мобильных технологий, интернета и социальных сетей. До этого основная масса населения слабо представляла себе, зачем ей это все. Так и сейчас не все еще понимают, зачем им продлевать жизнь и внедрять другие ТГ-технологии. Но реклама им объяснит, как и что:). Ко всему прочему, в этой новой парадигме намного легче будет продвигать и «зеленую» тему, и автоматизацию, и многое из того, что в старой давалось с трудом из-за «бутылочных горлышек» стандартного жизненного цикла человека. В какой-то момент эта волна поднимет и крионику, и еще более радикальные идеи.

Итак, вне зависимости от того, начнется ли этот процесс сейчас и быстро или со временем и медленно, коммерциализация трансгуманизма неизбежна, так как пирамида потребностей человека нуждается в капитальном апгрейде, для чего недостаточно одной только продажи ему разнообразных гаджетов. Крупный капитал направляется на постройку нового идейного фундамента будущих отраслей и стилей жизни, на котором уже намного легче будет размещать и существующие, и качественно новые гаджеты и сервисы. Каким будет этот «коммерческий трансгуманизм» — сейчас представить сложно. Мы сегодня как те ребята из ролика с электронной газетой перед современным веб 2.0 — догадываемся, что что-то такое будет, едва различаем, что именно. Будет ли этот H+, Inc. в чем-то противоречить сегодняшнему «идейному» ТГ? Скорее всего в нем будет место и для дискуссии о спорных вещах, и для утверждения бесспорных. Будет ли процесс утверждения новых стилей жизни, с учетом быстроты его распространения, сталкиваться с насильственной оппозицией в тех или иных обществах? В 20 веке подобный конфликт по схеме «технологии будущего * ценности будущего» vs. «технологии будущего * ценности прошлого», тоже начавшийся с насыщения старых потребностей людей старого мышления, известен в истории как Вторая мировая война. Ценности будущего (для тех времен) в этом конфликте закономерно победили, прогрессивные силы с кардинально различающимся видением этого самого будущего осознали вызов истории, преодолели разногласия и объединились против тех, кто тянул планету в темное прошлое; была основана ООН, принята Декларация прав человека, положено начало современному глобальному миру. Сумеем ли мы избежать мирового конфликта подобного масштаба за утверждение новых прогрессивных ценностей в 21 веке? (При этом опять же не стоит забывать, что каждый год уходит по 50 миллионов.) Я лично делаю ставку на мистера Доллара, герра Евро, товарища Юаня и их коллег, хотя господа Калашников, Гексоген и им подобная братия еще в силе и упускать их из виду нельзя.

Ну и напоследок хочу обратить внимание, что подобная инициатива, по-видимому, впервые в мире была предпринята именно на русском языке. (Англоязычная кампания Intel "Sponsors of Tomorrow" какая-то более приземленная и ориентированная на ближнее будущее, хотя у них зато идет мощный пиар робототехники, прошел первый National Robotics Week.) Что на русском языке не только говорили Федоров, Циолковский и Гагарин, но и сегодня создаются мемы, ведутся дискурсы, способные задать магистральное направление развития цивилизации в ближайшие десятилетия. Кто бы там какие новые силиконовые долины не создавал, это только подспорье. Мы сейчас должны учить английский (китайский, испанский...) и в прямом смысле слова учить жить тех, кто не знает, зачем ему продлевать жизнь и развиваться. Если в ближайшие 10-20 лет произойдет «русское экономическое чудо», оно будет связано не с нефтью-газом и не просто с абстрактными «инновациями», а с глобальными смыслообразующими идеями, такими как иммортализм и трансгуманизм, в которых и заключается, по сути, новая модернизация общества, пусть пока это еще не всем очевидно. Мы не будем догонять и копировать, мы будем, как в 45 или 61, вести за собой в цивилизационном плане и в этот раз — используя потенциал и капитала, и природы, и культуры. Под словом «мы» я имею в виду не государство, а все русскоязычное сообщество, рунет. А вообще пространства для инноваций хватит всем, и китайцам, и африканцам, и американцам. Речь не идет больше о какой-то монополии на лидерство одной страны, даже если временно такую позицию займет тот же Китай или удержат США.

Короче говоря, для нас как пионеров ТГ-движения, да и для всего мирового организованного ТГ, наступают интересные времена. Мы можем оказаться нерелевантными, наблюдая, как вчерашние радикальные мысли превращаются в маркетинговый продукт наемными сотрудниками и усиливаются другими когда-то радикальными мыслями. Или же — я надеюсь на это — найдем какую-то новую, более продвинутую нишу в условиях, когда базовые ТГ-идеи станут достоянием Капитана Очевидность. Сами пойдем по пути коммерции и партнерства или же останемся в стороне этого как интеллектуальный клуб... В общем, начинать думать о будущем организационного формата ТГ стоит уже сейчас.
Tags: будущее, иммортализм, трансгуманизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 57 comments